Блуждающая Земля: фантастика научная и не очень
Серия "Космическая фантастика, научная и не очень" направлена на изучение реальности технологий в современных космических фильмах, разбор разных кинокартин с научной точки зрения, выявление перспективных и возможных сценариев, а так же анализ уровня "космического кино" в разных странах. Выполняться может в рамках разных медиа-платформ, в том числе медиа "Мир фантастики" (https://www.mirf.ru/category/magazine/)

Первый фильм проекта: Блуждающая земля (2019г.)
Последующие:
Армагеддон (1998г.)
Трансформеры (2007г.)
Сквозь снег (2013г.)
Стражи галактики (2014г.)
Интерстеллар (2014г.)
Притяжение (2017г.)
Брешь (2020г.)
Поступь хаоса (2021г.)
Дюна (2021г.)
Дальний космос (2021г.)

Производство, внесюжетные приемы:
Фильм "Блуждающая земля" заявлен как первый высокобюджетный и полномасштабный китайский блокбастер с дорогими спецэффектами и эпичным сюжетом в жанре космической фантастики. Фильм собрал в прокате около 700 миллионов долларов, став третьим по кассовым сборам за всю историю фильмом в Китае и тринадцатым среди самых кассовых фильмов 2019 года в мировом прокате (второе место среди фильмов, произведенных не в США). Съёмки фильма длились 4 года.
Понятно, что «Блуждающая Земля» — в первую очередь «проба пера», а не определяющий для китайского кинематографа фильм.
Большая часть фильма "Блуждающая Земля" наполнена экшеном, в котором запросто можно потеряться, запутаться в параде бесконечных вспышек и красок и забыть, о ком вообще этот фильм и чем эти люди занимаются. Лишь изредка фильм позволяет зрителю перевести дыхание — часто для того, чтобы полюбоваться грандиозными постапокалиптическими пейзажами и видами космоса. Которые здесь, надо сказать, и правда впечатляют: в статике фильм вообще выглядит потрясающе и невольно заставляет пожалеть, что у нас увидеть его на большом экране (для которого он, разумеется, и предполагался) невозможно. При этом в статичных сценах фильм действительно интересно снят и по цвету, и по графике, но...
... в экшен-сценах технологии больно бьют по «Блуждающей Земле» — CGI берёт масштабом, а не качеством. До мелочей детализированные модельки в движении выглядят очень фальшиво, и всё действие быстро приобретает вид плохого кино 2010-х. Для фильма, где действий и так утомительно много, это, к сожалению, критично.
СЮЖЕТ
В фильме «Блуждающая земля» действия происходят в 2061 году, 3,5 миллиарда выбранных случайным жребием «который нельзя подарить и продать» живут под землёй, в специально построенных городах (что произошло с остальными особенно не ясно), всё человечество организовалось в единое правительство Земли, а на поверхности планеты было построено 10 тысяч двигателей, которые, во-первых, видны невооружённым глазом из космоса, а во-вторых, двигают землю в новую солнечную систему.

Вся эта информация приходит к зрителю буквально в первые минуты фильма, достаточно бегло. Авторы так недолго рассказывают о том, что собственно и является двигателем сюжета, и последующий экшен и приключения героев в основном строится на этих событиях, которые особенно не были раскрыты зрителю. От этого сильно страдает глубина погружения в мир фильма, а также доверия.


Во-первых, вызывает недоверие то, как легко людьми всей планеты был принят факт уничтожения 3,5 миллиардов человек ради эфемерного блага «всей планеты». И обратим внимание, что все люди придерживаются разных вероисповеданий, имеют разный доход, разное отношение к другим народам, разные политические взгляды, что тяже мешало бы такому глобальному объединению. Авторы фильма запросто обходят очень непростой для населения опыт, абсолютно не объясняют, кто принял это решения, кто его привёл в исполнение.

Зрителю просто показывают людей в шлемах и форме, которые кого-то сдерживают, кого-то куда-то не пускают. Но ни малейшего объяснения того, кто эти люди, почему они в форме и по какому принципу всё человечество приняло их власть, зрителю не дают. Уже этот момент создаёт ощущение нереальности происходящего на экране. Неписанные законы взаимодействия народов и государств в этом мире уже разнятся с существующими, хотя прошло всего лишь 40 лет, за которые в мировой истории ничего не менялось настолько резко и глобально.


(Не)Реалистичная наука
Начнем обсуждение многочисленных вопросов к научной и даже попросту логической составляющей фильма с оговорки — это все же фантастика, пусть и "sci". Лента, как и ее литературные предшественники — одноименная повесть Лю Цысиня и "Бегство Земли" Франсиса Карсака — не стесняясь заигрывает с мотивами науки и технологий. С одной стороны это простительно: эволюция Солнца в красный гигант еще при существовании на Земле человечества, идея о перемещении Земли с орбиты с помощью двигателей, спасение остатков цивилизации на одинокой, странствующей по космосу планете — эти образы так ярки и грандиозны, что обойти их стороной в художественном произведении просто грех. С другой стороны, возможно, еще больший грех — столь вольное обращение практически со всеми концепциями, что попали в руки авторов. Но обо всем по порядку.

2061 год — по сюжету фильма Солнце превращается в красный гигант, грозя всему сущему на нашей планете весьма мучительной гибелью. Но погодите, ведь это же совсем скоро? Неужели нас с вами эта прискорбная участь ждет через каких-то 40 лет? Спокойствие, все не совсем так. Точнее, совсем не так. Смерти нашей родной звезды и соответственно ее трансформации в убийцу собственной системы ждать еще очень долго. Ученые рассчитывают на пятимиллиардный год нашей эры. Если быть точнее, Солнце станет красным гигантом через 7,1 миллиарда лет — в возрасте 11,6 миллиардов лет.


Правда, еще до этих печальных событий, лет эдак через 1,1 миллиард, наша планета станет слишком жаркой для жизни — дело в том, что Солнце в ходе своей эволюции постепенно расходует запасы водородного горючего, становится всё горячее, и его светимость медленно, но неуклонно увеличивается. Так что, если все пойдет по плану, застать "начало смерти" нашего светила человечеству не удастся. Мы либо погибнем как вид, либо переместимся в более удобные места обитания задолго до возникновения "красной угрозы". В итоге получаем первую научную спекуляцию создателей фильма. И хотя кто-то и может сказать, что подобная ошибка не столь существенна, все же от авторов "первого китайского sci-fi" ожидаешь более бережного обращения с фактами.


Едем (летим) дальше. Соответствие уровня развития технологий времени, в котором события разворачиваются. На этом пункте надолго останавливаться не станем — вопросы к нему примерно те же, что и к смерти Солнца в 2061. Насколько возможно представить столь резкий скачок технологий за ближайшие пару лет? Речь ведь и о невероятно мощных двигателях (которые еще успеть построить нужно), и об огромной станции-спутнике, и о продвинутом искусственном интеллекте, этой станцией управляющем. Верить в осуществление подобного на нашем с вами веку очень заманчиво. Правда, наблюдая за скоростью развития современных космических программ, не так просто.
Ну и последней нашей остановкой — нашей Альфой-Центавра, если следовать фильму — будет рассуждение о логической обоснованности самого перемещения Земли на плазменных двигателях от гибели к новой жизни. Отметим пару основных спорных моментов.

Первый — зачем перемещать целую планету (кроме того, что это весьма зрелищно), если можно перемещаться на космических кораблях-станциях, к тому же, если одна такая станция все равно планету сопровождает. Здесь можно привести аргумент о недостатке топлива для перемещения на столь большое расстояние, а также слишком большом населении Земли. Но не кажется ли вполне логичным, что развитие технологий до уровня, позволяющего перемещать планету за пределы звездной системы, могло бы привести и к созданию альтернативных видов энергии? А раз большую часть человечества уже уничтожило катаклизмами, не было ли бы безопаснее разместить оставшихся землян на космическом корабле, а не на мало похожей на привычную нам Земле?
И главный вопрос — стоит ли игра свеч, спасет ли человечество такая радикальная мера, как перенос планеты? Ведь по пути Земля теряет атмосферу, ее ресурсы расходуются на обеспечение работы двигателей. Не окажется ли, что к финишу придет лишь тень той Земли, что мы знаем, лишь тень той планеты, на которой возможна жизнь? Возможно, подробные объяснения принятых землянами решений по своему спасению встречаются в книгах. Но фильму, как претендующему на самостоятельность продукту, стоило посвятить чуть больше экранного времени их раскрытию.


Надо заметить, что книга, которой изначально вдохновлялся Лю Цысинь, "Бегство Земли" Франсиса Карсака (1960) была лучше наполнена как вполне реальными научными теориями и отсылками к существующим доказанным фактам, так и в целом, используя фантастические моменты, базировалась все же на существующей науке. Автор изначально ввел некие условности, на основании которых передвижение Земли, в том числе сохранение ее и человечества на нем особенно, были возможны. Например, Карсак ввел понятие волн Хека - волны, скорость которых выше скорости света. Стали использоваться для связи в реальном времени на дальних расстояниях незадолго до путешествия. Подобным образом автор подобрал часть научных понятий, объяснил их и уже после поведал историю.

Книга Лю Цысиня, а после уже и фильм, все дальше отходили от этой идеи. Научный и технический прогрессы в кино представлены как данность, а как итог - и читатели, и зрители не понимают, как вообще возможна идея установки двигателей, передвижения Земли в другую солнечную систему и, главное, все еще сохранение жизни на планете, тем более в ближайшие пару десятков лет.


Еще одна особенность китайского кино в том, что социальные проблемы в целом смещены с личности на общество в целом, из-за чего как итог человеческая жизнь считается ценной лишь в контексте выживаемости всего населения, но единичные жертвы вполне нормальны. За кадром также остается вопрос о гибели большей части людей, из-за чего западному зрителю сложно понять, почему никто даже не говорит об этом, поднимая моральные вопросы, а принимает все как данность. Ответом служит разница мировоззрения восточного и западного зрителя. Однако, надо заметить, что в книге Лю Цысинь все же больше уделил внимания социальной проблематике, из-за чего, однако, научная точность все также страдает.


Фильм "Блуждающая Земля" хоть и представляется часто именно научной фантастикой, все же тяготеет куда больше в сторону обычной фантастики с несравненно сказочным и смелым сюжетом. Непритязательный зритель будет в восторге от идеи, зрелищности и огромного количества экшена. Но все же, строить какие-то идеи по поводу будущего Земли на основе фильма или книги не стоит. Несмотря на то, что сам Лю Цысинь даже в своих самых смелых фантазиях старается оперировать научными фактами, режиссер фильма Франт Гво основные акценты сделал на зрелищности и необычности картины для китайского кинематографа с вполне конкретной целью превзойти похожие голливудские фильмы.


Как результат — научная часть сюжета пострадала еще больше, превратившись в нечто совсем уж фантастическое.




Made on
Tilda