История социальной рекламы в России

От проекта "Делай добро"
Начало социальной рекламы в России
Социальная реклама, справедливо предположить, сопровождает все социальные, экономические, культурные проблемы жизни общества. Начало ей в России положила Первая мировая война. Буквально через несколько дней после ее начала художнику Л. Пастернаку был заказан плакат «На помощь жертвам войны», который вызвал большой эмоциональный отклик. Его активно расклеивали перед благотворительными мероприятиями. Многие художники того времени работали безвозмездно. Военные займы, также как и в других европейских странах, стали темой социальной рекламы в России. Большая часть военных расходов покрывалась с их помощью.
История социальной рекламы в постсоветской России начинается в 90-е гг., когда социальная реклама проникала в том числе в новые, электронные СМИ, с нововведенное проблемой семейных отношений и ценностей, уже тогда проблем домашнего насилия (проект «Пчелы»). Именно в этот период появляется всероссийское Агентство социальной информации (АСИ), обеспечивающее координационную функцию в области социальной рекламы для СМИ и органов социальной власти.
Когда о социальных проектах заговорили впервые?
Заговорили о социальной рекламе впервые в 1994-95 году в связи с проектом "Позвоните родителям". Создателем стал рекламный совет, организованный в Москве по инициативе рекламной фирмы «Домино» объединившей изначально таких представителей СМИ, как редакции газет «Комсомольская правда», «Семья», «Труд», «Вестник благотворительности»; телекомпании - НТВ, Останкино, МТК; радиостанции - «Европа плюс», «Маяк», «Радио России», «Эхо Москвы»; общественные организации - Женский либеральный фонд, Московский фонд милосердия и здоровья, благотворительный фонд «Сопричастность» и др.(телекомпания «ВиД»).

Цель совета - создание рекламного комьюнити, объясняющего социальную ситуацию, доносящего социальные проблемы, популяризирующего благотворительность и меняющего модели поведения.
Что происходит с социальной рекламой сейчас?
Социальная реклама сейчас на два типа. Первая - та, заказчиком которой выступают различные государственные структуры, акцентируя внимание на пропаганде правильного образа жизни, вреде курения и употребления наркотиков, о пользе своевременной уплаты налогов и жизненной необходимости соблюдать режим трезвости за рулем и т.д. Вторая категория социальной рекламы связана с заказом негосударственных общественных организаций. Вспомним организации Гринпис, которая занимается защитой животных во всем мире.
В чем проблема?
Проблема есть. Проблема в бюджете, выделяемом на социальные проекты. Проблема в отсутствии кадров, недостаточно рабочих технологиях, в непрофессионализме. Проблема в отсутствии общественной привычки и выработанной годами модели поведения: поможет кто-то другой. Не поможет.


Полагать нужно нам. И вам. В телеграмм-канале https://t.me/dobromg . Мы будем рассказывать о современных социальных медиа- проектах, проверенных благотворительных фондах и организациях. Присоединяйтесь, потому что делать добро - просто.
Что почитать?
1. Хавротина Ю.В. Реклама как средство массовой коммуникации в России в конце XIX - начале XX в.
2. Татьянченко И.М. Реклама как средства маркетинговой коммуникации, 2004.
3. Социальная реклама советского периода: www.socreklama.ru
4. Шершукова Е.В. Специфика социальной рекламы в России: современное состояние // Молодой ученый.


Made on
Tilda