Яндекс. Финансовый отчет за 2021-й, планы на 2022-й, и их возможность в связи с ситуацией на Украине.
Подготовила Гостева Мария
15.02.2022-го компания «Яндекс» опубликовала финансовые результаты за четвёртый квартал и весь 2021 год.

Общая выручка «Яндекса» в четвёртом квартале выросла на 54% год к году и составила 110,3 млрд рублей. За год выручка компании выросла на 54% по сравнению с 2020-м и составила 356,2 млрд рублей. В текущем году «Яндекс» прогнозировал рост этого показателя до 490-500 млрд руб (не зная, что буквально через неделю случится Украина).

Наиболее доходными для компании стали направления такси и продажи рекламы. «Яндекс» прогнозировал, что за 2022 год в два раза увеличится оборот сервисов электронной коммерции, под которые в первую очередь подпадают Яндекс.Маркет, Яндекс.Еда и Яндекс.Лавка.

Примерами успешных проектов стали:

  • Выручка «Медиасервисов» («Кинопоиск», «Музыка», «Афиша», «Студия» и единая подписка «Плюс») выросла на 125%, до 6,5 млрд рублей, за год — на 136%, до 18,4 млрд рублей. Количество подписчиков «Плюса» выросло на 79% год к году и составило 12 млн. Из них 80% — платящие.

  • Сегмент «Такси» (включает «Яндекс Go» и Uber, логистические и другие b2b-сервисы, «Яндекс.Еду», «Яндекс.Лавку») принёс 42,9 млрд рублей выручки, рост на 93%. За год — на 94%, до 131,6 млрд. Количество поездок на такси выросло на 48%.

  • Оборот «Доставки» вырос в 2,7 раза, до 11,3 млрд рублей. Выручка за квартал увеличилась на 244%, до 5,2 млрд рублей, за год — на 319%, до 12,9 млрд рублей.

В чем был "секрет" успеха компании?
Компания годами является передовой на рынке. В чем секрет, и почему она была так стабильна?

  • Во-первых, многопрофильность. Яндекс сегодня– это не только поисковик, но целая экосистема, в которую входит и контекстная реклама, и электронные платежи, и навигатор, и такси и многое многое другое. Если одно из направлений временно теряет популярность, то остальные продолжают приносить прибыль.

  • Второй фактор успеха – ориентированность на русский язык. Гугл, который тоже является популярным поисковиком, ориентирован на английский. Русскоязычные тексты в нем далеко не всегда правильно индексируются и ранжируются. Из-за этого большинство бизнесменов делают ставку именно на Яндекс.

Что происходит сейчас?
Российский учёный Александр Либин во время отчета компании заявил, что помешать добиться поставленных на 2022 год целей могут политические, социальные и экономические события. Так и произошло. После начала специальной операции на Украине российские рынки рекордно обвалились. ЦБ уже объявил о валютных интервенциях и запретил короткие продажи. Лидерами падения стали группа «Тинькофф» (минус 47,3%), Сбербанк (минус 43,6%), «Роснефть» (минус 43,2%), ВТБ (минус 42,5%), «ИнтерРАО» (минус 37,2%), «Яндекс» (минус 37,1%). Аналитики говорят: дальше легче не будет.

В официальном сообщении для акционеров «Яндекс» заявил, что если держатели части его облигаций воспользуются правами требования уже 4 марта, что они могут сделать по закону, то IT-гигант не сможет их удовлетворить, то есть, не исполнит свои обязательства по долгам. Представители «Яндекса» уточнили, что в данном сообщении речь идет «о теоретических рисках», предупредить о которых держателей бумаг было необходимо.


В четверг, 24 марта, возобновились торги акциями на Мосбирже. В последний раз они проводились 25 февраля. За день до этого российский фондовый рынок рухнул на фоне начала операции на Украине. При этом торги бумагами формально иностранных эмитентов из индекса Мосбиржи (VK, «Яндекс», «Тинькофф», Ozon, X5, Petropavlovsk, «Полиметалл», HeadHunter, GlobalTrans, Fix Price) возобновлены не были. Компания «Яндекс», зарегистрированная в Нидерландах, не имеет достаточного объема ресурсов для исполнения обязательств перед держателями облигаций, торгующихся на бирже NASDAQ. Именно поэтому пока что торги не открываются.
Это конец?
Нет. Даже при нехватке средств, IT-холдинг сможет рассчитывать на помощь со стороны властей. Государство не даст потонуть такому крупному гиганту, как «Яндекс», тем более сейчас премьер-министр Михаил Мишустин ввел ряд привилегий для айтишников, а эта компания представляет одно из крупнейших направлений в IT-сфере в России.


Made on
Tilda