Медийный образ парка "Зарядье"
Немного об одном из самых популярных культурных пространств Москвы
"Зарядье" до официального открытия
Парк «Зарядье» как государственный проект активно продвигался в медиа. До официального открытия уже был создан определенный образ, который повлиял на ожидания москвичей. Сейчас на официальном сайте в качестве главной концепции парка выделяют природу: ей посвящены форумы и лекции, архитектура и развлекательные объекты. Однако в СМИ чаще использовались другие трактовки, которые логично вытекают из истории.
«Мы также изучали мировой опыт, смотрели на Центральный парк Нью-Йорка, на сингапурский парк «Сады у залива», изучали опыт европейских парков. Но нельзя сказать, что мы полностью скопировали технологии, сделали кальку с их ландшафтных решений. Это была творческая переработка»

(с.) директор парка "Зарядье" Павел Трехлеб
Немного про историю культурного пространства ...
Исторический район Зарядье изначально ассоциировался с мрачным местом, где живут торговцы и скрываются преступники. Отношение к нему изменилось в 30-е годы, когда центр города начал превращаться в единый комплекс административных зданий-монументов. Тогда перед Зарядьем поставили новую задачу - репрезентировать образ страны. В советское время на его месте собирались построить то второй дом Совнаркома, то еще одну сталинскую высотку, в итоге же в самом центре города расположилась гостиница «Россия».
Сегодняшний парк, хотя и порывает с советским прошлым, поддерживает традиции предыдущих проектов – репрезентирует образ России: ее ландшафтов, истории и культуры. Посыл, транслируемый парком, неоднозначен: это и национальность, которая открывается взору туристов, и одновременно будущее, сосредоточение передовых технологий.
Как "Зарядье" освещался в СМИ?
В социальных сетях столько информации, как на федеральных каналах, не было
Если посмотреть посты в Twitter по хэштегу #зарядье, большее количество записей будет от Сергея Собянина и Министерства Культуры
В основном, публикуют анонсы или отчеты о мероприятиях
Делается акцент на разделении по климатическим зонам
Как основные точки парка выделяют: мост, археологический музей и «Машину времени»
Акцент делается на трех составляющих: природе, образе России и технологичности
"Национальность, которая открывается взору туристов, и одновременно будущее, сосредоточение передовых технологий".
Опрос, проведенный среди студентов ВШЭ, показал, что медийный образ парка не совпал с реальностью. Но единообразия в мнениях не было:
Культурный образ парка
Между внешним обликом и культурным смыслом пространства существует тесная связь. Трансформация визуальной составляющей влечет за собой изменение смысловой. Это произошло и с «Зарядьем»: оно приобрело новый культурный смысл, во многом противоречащий предыдущему. Грязный и темный квартал стал живописной достопримечательностью, жилой район – музеем-заповедником, мир трущоб – местом истории.

Поэтому можно говорить о двух «Зарядьях»: старом и новом. Попытки их соединить предпринимаются по сей день, и связанны они с деятельностью СМИ. Например, с помощью манипуляции большими цифрами (аттракцион «Машина времени» оснащен 32-канальной звуковой системой, было собрано 500 исторических костюмов и 300 предметов реквизита). При этом абсолютно не важно, какое значение они имеют, так за счет количества создается эффект значимости.

Д.В.Волкова, исследуя «Зарядье», отметила, что парк – это отличный пример метомодерна (колебание между модерном и постмдерном): «Метаистория, собранная из чего-то значимого и отмеченного в памяти, достоверная, но не выстроенная в отдельную логику». То есть, из парка была выброшена подлинная история и создана пародия.
Made on
Tilda